
Комментарий психотерапевта, академика РАМН Александра Теслера: Мы сейчас говорим о юридических тонкостях после того, как все уже случилось. Несомненно, в суде каждый защищает свои права, но давайте подходить все-таки более стратегически. Несомненно, брачный контракт нужен. Но представьте: в нашей стране половина браков не состоится, потому что кто-то из, как говорят в ЗАГСе, брачующихся будет предлагать заключить брачный контракт.
Комментарий нотариуса Айгуль Карнауховой: Оспаривать сделку можно, в принципе, любую. Если есть основание. Но здесь почему-то все говорят о том, что вот так легко и любой. На самом деле, это не так.
Комментарий светского обозревателя Бажены Рынской: "Вы знаете, мне так хотелось создать семью..." - я это слышу постоянно. Продают квартиры, продают дома, продают машины, чтобы мужу помочь, чтобы муж мог по кредиту что-то там отдать, выплатить, начать бизнес и так далее. И 90% этих историй женщин обирают, они остаются без всего. Потому что вот это "хочу создать семью", к сожалению, полностью отбивает зачатки разума. Поэтому, что бы там ни было, как бы ни хотелось создать семью, это надо запомнить: своего ничего не отдавать. Никогда, ничего. Я думаю, как ты правильно ни заключи брачный договор, Россия есть Россия. У нас страна не цивилизованная. Поэтому заключать договор, да, советоваться с юристами, но при всем при этом своего не отдавать. Есть у тебя квартирка, есть у тебя домик, есть у тебя машинка - держи это при себе. Несмотря ни на какие договоры.
Комментарий адвоката Аниты Агеевой: Каждой женщине хочется создать семью. Так свой дом не надо продавать-то! Брачный договор это документ очень серьезный, и подходить к нему нужно очень серьезно. Это не с бухты-барахты делается: "вот давай я сейчас все себе возьму, а ты..." Во-первых, женщина должна быть в курсе бизнеса своего мужа, а не дома сидеть и воспитывать только детей. Через несколько лет она располнеет, потому что она готовит и всех обслуживает, и неинтересна становится своему мужу. Естественно, муж уже не хочет ее в свет выводить, не хочет даже с ней потом и общаться: она ему неинтересна. Милые женщины, помните об этом всегда. И при заключении брачного договора вы можете на протяжении своей совместной жизни его регулировать, менять, дополнять. Но вы должны быть всегда в курсе бизнеса мужа. Чтобы вот таких ситуаций не было.
Комментарий адвоката Веры Олега Маркова: Его бывшая супруга прожила с ним некоторое время, и у них в 2001-2002 годах были судебные тяжбы. Суть брачного договора была в том, что одну вторую долю домовладения, земельного участка, он дает Вере, она признается ее, одну вторую оставляет себе. А в решении суда сказано, что истец получил неблагоприятные условия, оставив себе половину. По этим основаниям сделка считается недействительной. В то же время истец говорил: "Я заблуждался". Так если ты заблуждался, тогда доказывай заблуждение. Суд по своей инициативе не привлек к участию в деле нотариуса. Не привлек, даже не допросил, даже не уведомил.
Отметив серебряную свадьбу, Вера Барышева овдовела. Оставшись одна, женщина долго не могла прийти в себя, пока не встретила разведенного мужчину, который был младше ее на пять лет. После свадьбы Вера переехала жить к мужу в его старый домик, доставшийся по наследству. Она согласилась продать свой новенький дом, чтобы на эти деньги отремонтировать дом мужа. Учитывая, сколько она вложила собственных средств, Вера решила подстраховаться, заключив брачный договор, по которому ей полагались полдома и половина земельного участка мужа. Однако семейная жизнь не складывалась. Муж выпивал, на работу устраиваться не хотел. Дело дошло до развода. Но тут вмешалась первая жена Вериного супруга, которая тоже претендовала на его имущество. Женщина подала иск в суд, который вынес решение об отмене брачного контракта.
НИ ЗА ЧТО ЛИШИЛАСЬ ДОМА
Комментарий адвоката Аниты Агеевой: Что касается раздела бизнеса, это в любом случае будет сложный процесс. В данном случае просто человек поступил некорректно по отношению к своим детям. Ну, к жене мы видим ситуацию.
Комментарий настоятеля храма Всемилостивого Спаса отца Александра (Ильяшенко): К сожалению, это встречается. Только, может быть, создастся впечатление, что это такая широкая болезнь. Нет, в семье не без урода, и здесь бывает. Так вот, задача и жены, и священника в том, чтобы помочь человеку разобраться, чтобы он увидел, что он действительно затачивает православие под себя, а вовсе не становится православным. К сожалению, люди, которые пришли в храм, начинают строить семью по домострою, не будучи, по сути, таким средневековым русским человеком, который жил в той среде, а стремясь стать просто какими-то деспотами. Но священник может ему сказать: "Ты ошибаешься. Речь идет не о том, чтобы ты стал деспотом, а речь идет о том, чтобы люди относились друг к другу душевно, тепло, помогали друг другу в трудные минуты". Это некая элементарная ошибка человека, который делает первые шаги в церкви. Нужно сколько-то подождать, проявить какое-то понимание, какое-то тепло. Ведь он же не хотел разводиться. Здесь, к сожалению, просто на уровне недопонимания конфликт, он и вышел из берегов, и теперь он уже питается сам собою.
Комментарий светского обозревателя Бажены Рынской: Я видела огромное количество людей именно из российского бизнеса, которые становятся не православными, а православнутыми, и затачивают, в общем, религию под свое самодурство. Как они читают Библию, я не знаю, но они умудряются выуживать что-то такое специфическое и под свое моральное уродство это затачивать. И вроде как он начинает цитировать - и за голову хватаешься: что он несет?
Комментарий психолога Натальи Толстой: Очень редко когда бывает, что мужчина сохраняет в течение жизни верность. И я сейчас стою перед вами, абсолютно православный человек, с православным супругом, венчанные, но мы тоже приходим к своему батюшке, и он первое что говорит: "Если ты хочешь, чтобы рядом с тобой был ангел, создай ему ангельские условия", правильно? Правильно. То есть получается, что в данной ситуации подписанный брачный договор это был бы самый лучший вариант.
Комментарий адвоката Петра Кучеренко: Это никак не религиозный конфликт. Это такое псевдорелигиозное прикрытие, и, на мой взгляд, здесь никакие брачные договоры не спасут. Никакой брачный договор в стране тотального правового нигилизма и в стране, где кошелек побеждает право, никогда не защитит женщину от судебного произвола. Вообще удивительно, что она еще жива. Самый простой вариант это разобраться любым другим способом.
Комментарий адвоката Татьяны Александра Выдрина: Ее таскали в УБОП, где публично угрожали ей, говорили: "Ты не понимаешь, куда ты лезешь. Отзови заявление". Если это можно назвать попытками к примирению, тогда да, он их предпринимал.
Комментарий журналиста Елены Овчинниковой: Я, наверное, единственный человек, которому Бортников так или иначе давал хоть какие-то объяснения. Они узнали, что была подготовлена статья, мы пытались с ним встретиться. Он пришел к главному редактору, и не один, а с человеком, которому, собственно, отписал достаточное количество имущества, и они пытались без меня вначале договориться, чтобы текст был снят. Вадим вообще очень интересный человек. Я его спрашиваю: "А почему продали? Вот жена, двое детей" Он говорит: "Я так хочу". Я говорю: "Вы знаете, что это незаконно?" "Знаю". Я говорю: "А почему с женой не поделились?" "Не хочу". Он ничего не скрывает, он совершенно спокойно говорит, что знает о незаконности своих действий, знает о том, что надо бы делиться, но не будет. Почему? Вот не хочу, и все. Может, она плохая жена, еще чего-то, может быть, адюльтер? Я не знаю, все что угодно может быть в семье. Мне было сказано: ни одного замечания. Он просто говорил: "Я так хочу".
Еще четыре года назад Татьяна Бортникова была женой настоящего миллиардера. Со своим будущим мужем она познакомилась почти 20 лет назад в институте. Тогда студент мечтал об иномарке как о вершине успеха. Когда через несколько лет дела супруга пошли в гору, Татьяна уступила просьбам любимого и стала домохозяйкой. Но из-за религиозных убеждений Вадима в семье начались конфликты. По словам Татьяны, муж не давал ей читать художественную литературу, посещать выставки, смотреть телевизор. Не выдержав, Татьяна решила развестись. На момент развода в активах семьи было несколько кондитерских предприятий в Кировской области. Брачного договора у супругов не было. Татьяна предложила оформить причитающуюся ей долю на детей. Но муж переписал все имущество на ближайших родственников и отказывается делиться им с бывшей супругой и детьми. Развод официально состоялся в 2008 году, но судебные тяжбы продолжаются до сих пор.
НИ ЖЕНЕ, НИ ДЕТЯМ
На Западе брачный договор стал таким же неотъемлемым атрибутом семьи, как и обручальное кольцо. Дружба дружбой, а табачок врозь этому принципу там следуют и бедные, и богатые, и знаменитые. Голливудский актер Майкл Дуглас при разводе заплатил своей жене по брачному договору 70 миллионов долларов. Том Круз расстался с парой вилл и суммой в 45 миллионов из-за развода с Николь Кидман. Бывшему мужу Бритни Спирс удалось забрать всего миллион долларов от состояния певицы. А не будь у них брачного контракта, пришлось бы делить звездные богатства пополам. В России же брачный договор заключают только 7% пар, а остальные тратят силы и нервы, доказывая свое право на собственность.
Раздел: Телепроекты
16:02 Вторник, 06 апреля 2010
Первый канал. Телепроект . Выпуск. Брачный договор